Бабий А.А.

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ МГУ

Научная библиотека МГУ по праву считается интеллектуальным фундаментом (фундаментом знаний, овеществленных в фондах научной литературы) разносторонней научной и образовательной деятельности университета.

Исторически первое документальное упоминание об организации библиотеки при университете содержится в письме М.В. Ломоносова “Об учреждении Московского университета”, обращенном к графу И.И. Шувалову, будущему куратору университета. Письмо легло в основу “Проекта об учреждении Московского университета”, который и стал его уставом, определившим организационные нормы, по которым университет не только учреждался, но и существовал и развивался длительное историческое время (до начала 19 в.). Авторами проекта были М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов. Первый разработал саму стержневую основу Проекта, второй разработал Проект по некоторым его направлениям и был лицом, официально ответственным за его содержание.

В Проекте была определена общая структура и научная организация Московского университета; заложены основные принципы университетской библиотеки; определены основные направления, по которым библиотека комплектовала свои фонды и установлено, какие конкретно слои населения должна была обслуживать библиотека.

Комплектование фондов научной литературы с самого начала характеризовалась одной важной особенностью, отличавшей этот библиотечный процесс от норм комплектования библиотечных фондов в тогдашних западноевропейских университетах. Это было связано с тем, что по проекту структура Ломоносовского университета отличалась от структуры названных университетов. В их структуре значились четыре факультета: богословский, юридический, медицинский, философский. При этом богословский факультет считался ведущим; он, собственно, контролировал общее преподавание в университетах.

Однако в Московском университете, согласно проекту, богословский факультет отсутствовал. “Хотя во всяком университете кроме философских наук и юриспруденции, должны также предполагаемы быть богословские занятия, однако попечение о богословии справедливо оставляется Священному Синоду”, – так записано в Проекте.

По Проекту было создано три факультета: юридический, медицинский и философский.

Соответственно первая научная библиотека университета не комплектовала свои фонды богословской литературой, тогда как в университетах Западной Европы большую часть фондов составляла именно богословская литература. Она определяла если так можно сказать, научное лицо этих учебных заведений, тогда как научное лицо Московского университета формировалось с самого начала его существования фондами постоянно пополняемой научной, а также художественной литературы.

Вторая отличительная черта библиотеки, также определенная Проектом, заключалась в значительном расширении контингента читателей путем предоставления права пользоваться литературой представителям различных сословий. Согласно Проекту в Университете могли обучаться как дворяне, так и разночинцы (“разных чинов люди”), а кроме того также вольноотпущенные крестьяне. Включение последней категории обучающихся в академическое учреждение свидетельствовало о демократическом духе Проекта и стало заметной прогрессивной мерой в организации и распространении образования в России.

Третья отличительная черта библиотеки была определена той частью Проекта, где устанавливались публичные и бесплатные лекции в университете. “Каждый профессор должен, по крайней мере, два часа в день, включая воскресные дни, также и субботу, в университетском доме публично и не требуя за это особливой платы о своей науке лекции давать”.

Этим положением определялось принципиальное устройство университетской библиотеки. Она с самого начала своего существования была публичной и бесплатной. Ее книжные фонды были открыты для всех желающих ими пользоваться.

Hosted by uCoz